19 мая второклашки побывали в Музее Русской Старины. Удивительно, но в этот день отмечает свой день рождения - Русская печь! Ольга Анатольевна Просекова - руководитель музея, заведующая Детской библиотекой №13, познакомила ребят с предметами быта русской избы, жизни в деревне, а также традициями и обычаями русского народа.
Наша экскурсия началась с русской печи, ведь без нее вкусно не поешь, без нее замерзнешь, не выспишься, не высушишь белье, а также в некоторых печах можно было даже мыться.
Вот сколько функций было у печки! Для того, чтобы поставить в печь или достать из печи чугунок - емкость из чугуна, использовали ухват.
Вот сколько функций было у печки! Для того, чтобы поставить в печь или достать из печи чугунок - емкость из чугуна, использовали ухват.
Далее Ольга Анатольевна продемонстрировала детям различные виды посуды: деревянная, чугунная, плетеная, глиняная.
В селе Хохлома, которое и сейчас можно найти на карте, стали впервые расписывать деревянную посуду, украшать ее.
Отсюда и название росписи - хохлома: использование красного, черного, золотого цвета и цвета зелени. Каждый элемент неповторим, так как роспись шла в ручную.
В селе Хохлома, которое и сейчас можно найти на карте, стали впервые расписывать деревянную посуду, украшать ее.
Отсюда и название росписи - хохлома: использование красного, черного, золотого цвета и цвета зелени. Каждый элемент неповторим, так как роспись шла в ручную.
За большим обеденным столом собирались всей семьей, нельзя было есть по отдельности. Хозяйка приносила домочадцам каравай - круглый хлеб, ставила на центр стола чугунок с картошкой или кашей. Кушали в строго определенной последовательности, по очереди: дедушка, бабушка, папа, мама, дети, зачерпывая еду каждый своей ложкой.
Никаких отдельных тарелок в то время не существовало. За столом нельзя было разговаривать и баловаться. Если же такие случаи бывали, можно было получить ложкой по лбу или остаться без пищи до следующего утра. После вкусной трапезы хозяйка с дочками тщательно собирали крошки со стола и несли курочкам или уточкам.
Никаких отдельных тарелок в то время не существовало. За столом нельзя было разговаривать и баловаться. Если же такие случаи бывали, можно было получить ложкой по лбу или остаться без пищи до следующего утра. После вкусной трапезы хозяйка с дочками тщательно собирали крошки со стола и несли курочкам или уточкам.
Сегодня второклассники узнали суть народной приметы "Рассыпал соль - к ссоре". Оказывается, в далекие времена соль и сахар были очень-очень дорогими, поэтому эти продукты берегли и охраняли. Если же кто-то рассыпал соль, значит вся семья оставалась без посоленной пищи, соответственно начиналась ссора.
Каждое село, каждая деревня специализировались на выращивании какого-то одного овоща: знали все секреты про него. А когда осенью снимали урожай, то происходили обмены между селами и деревнями: вы нам мешок лука, а мы вам мешок картошки.
В домах очень часто вешали лук или чеснок. Народ считал, что так они прогоняют из избы нечистый дух.
С осени в каждом доме солили капусту. Собирали клюкву на болотах, а затем смешивали ее с капустой. Так на зиму получалась целая бочка! Соленая капусточка, картошечка - лучшей еды и не знали!
Ребята узнали о таких старинных предметах как пестик и ступа, решето или сито. Очень дельный совет дала Ольга Анатольевна будущим хранительницам очага. Чтобы тесто получилось душистым и пышным, необходимо просеивать муку через решето или сито, тогда мука начинает "дышать".
Холодильников в то время не существовало, поэтому для этих целей использовали подпол. Молоко хранили в глиняных крынках.
Далее мы узнали информацию о первых самоварах на углях. Любимым вечерним занятием всех деревенских жителей считалась чайная трапеза. Чая выпивали очень много, он ценился.
Когда через село или поселок шли караваны с верблюдами, добрые хозяйки спешили купить чай. Но если не удавалось, не расстраивались, а заготавливали чай самостоятельно: из листьев земляники, мяты, крапивы, мелиссы и других трав.
Когда через село или поселок шли караваны с верблюдами, добрые хозяйки спешили купить чай. Но если не удавалось, не расстраивались, а заготавливали чай самостоятельно: из листьев земляники, мяты, крапивы, мелиссы и других трав.
Чаще всего собирались в одной избе, чтобы сберечь дрова и лучину. Шли разговоры, кто-то из хозяек вязал, вышивал и прял пряжу, наматывая клубок на веретено.
В каждом доме, каждой избе жил домовой. И если так случалось, что семья переезжала с одного места на другое, необходимо было сначала пригласить в новый дом домового. Его задабривали кисельком или молочком, тогда в доме царила любовь и покой.
В праздничные дни девицы-красавицы надевали алые сапожки, красные сарафаны и расшитые головные уборы: шапочки или кокошники. Мужчины надевали рубаху и головной убор с ярким цветком сбоку.
С самого детства дочке собиралось приданое в сундуках. Если не было приданого - одежда, постельное белье, ковры, украшения, девушку могли в жены и не взять.Символом богатства были платки. По платкам искали себе невесту: чем больше платков повязано на голове (один на другой), тем богаче девушка.
Затем мы познакомились с первыми утюгами, ох, и нелегкая это работа. Первый утюг назывался - рубель.
Добрый день, второклашки и Дарья Владимировна!
ОтветитьУдалитьСпасибо за добрые слова в адрес детской библиотеки № 13 и музея русской старины.Мы вас любим : любопытных и любознательных, умненьких, активненьких.
Красивого Вам лета! Ольга Анатольевна
Формирование российской идентичности - вот как звучит задача правительства РФ. А Ваша встреча - яркий пример практической реализации данной задачи.
ОтветитьУдалить